Импортозамещение

На днях все начали обсуждать (например, на Хабрахабре) очередную новость:

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров принял участие в международном молодежном форуме «Таврида-2014», который проходит с 10 по 20 августа 2014 года под Севастополем. Глава Минкомсвязи рассказал участникам форума о развитии информационных технологий (ИТ), связи, современных медиа в России, а также о сохранении информационного суверенитета страны.

«Мы выступаем за полный информационный суверенитет России, — заявил Николай Никифоров участникам форума. — И он принципиально возможен. Россия всегда славилась своими программистами. У нас действуют всемирно известные ИТ-компании, такие как “Яндекс”, Mail.ru и другие. Мы готовим комплекс мер, чтобы шаг за шагом, год за годом поддержать развитие и становление целой отрасли импортозамещающего программного обеспечения. Это небыстрый путь, который займет три года, по некоторым направлениям — пять-семь лет. Это значит, что России понадобится как минимум один миллион программистов, которые смогут выполнить такую масштабную задачу. Сейчас в России — всего 350 тысяч высококвалифицированных ИТ-специалистов, и работа министерства нацелена на то, чтобы в ближайшее время серьезно изменить этот показатель».


"Миллион программистов", бла-бла-бла, "готовим", бла-бла-бла, "ближайшее время", бла-бла-бла. Проблема нашей Бензоколонки в том, что вся внешняя да и внутренняя политика - ситуационная (это такой политкорректный синоним выражению "планов у нас нет, слишком сильно заняты воровством и вывозом денег и семей в ЕС, оно как-нибудь само наладится"). Мы уже даже не придираемся к постоянному будущему времени в словах министров, но те, кто еще не в курсе, сообщаем - первый признак провала проекта, это то, что сотрудники начинают в отчетах о проделанной работе употреблять будущее время. Например, "мы ту фичу, что требовали маркетологи, не сделали, но запланировали импортозамещение, женщины нам родят миллион программистов, они напишут нам Русский Виндоус, и мы покажем Пендостану". Но пускай хотя бы так, ведь господин министр в любом случае выступал не перед людьми из отрасли, а перед "участниками международного молодежного форума". Это будущие политруки из кабинетов - творческая молодежь, для них особого ума не требовалось и не требуется, им главное - патриотизм. Всё вокруг как делали, так и делают люди простые, нетворческие, некреативные - инженеры, ученые, рабочие, колхозники и т.п. Проблема еще и в том, что к сожалению, министр не понимает сути происходящих процессов. Ведь чуть раньше, о чем нам сообщил его бывший подчиненный, он полагал вот так:

«...развитие национальной программной платформы (НПП) бесперспективно. Вместо этого нужно заключить глобальное соглашение с Microsoft для всех органов исполнительной власти — она даст специальные цены и тем самым повысится эффективность госзакупок...»


Компания Microsoft тогда очень высоко оценила действия господина министра, направленные на защиту ее доходов в ущерб и так немногочисленным российским компаниями. Разумеется, на благосостоянии господина министра это не отразилось, ведь заявления на таком уровне о государственных преференциях конкретным коммерческим компаниям, они всегда бескорыстны.

В отличие от креативных и творческих людей, мы сказанного им не забудем - у нас есть интернет, и в нем все записано. Хотя господин министр хочет и интернет запретить заодно, попутно развивая полезное для государства зомбовидение (в улучшенном цифровом формате).


Суверенный интернет в РФ будет выглядеть вот так


Интересно, хотя и бессмысленно, почитать обсуждение той давнишней новости на Roem.ru. Бессмысленно, потому что этот, как и любой другой вопрос в нашей Бензоколонке, не находится в ведении населения. Его решат наверху, спустят вниз распоряжение, и начнется исполнение. Народ тут никогда не спрашивали, не спрашивают и не будут. Вот, новость о миллионе программистов тоже обсуждают на Roem, да и на вышеуказанном Хабрахабре. Прикидывают, почему именно миллион? Откуда взять? На решения каких задач бросить? На деле же обсуждение решений Партии и Правительства, это типа футбола - как чемпионат, так полстраны любителей спорта сидят и таращатся в быдлоящик, попутно ругаясь и обсуждая увиденное. Но там-то хоть можно потом выпить, закусить и подраться, а тут что толку?


Недавноприобретенный гражданин РФ просыпается в России, и понимает, что тут все не так, как он думал раньше
#Кр*мнаш


Важно понять, что же изменилось за два года, что Никифоров сменил мнение на противоположное? Ну, наверное, внешняя ситуация. Раньше так, а сейчас этак - "внезапно наступила зима", и грубые просчеты внешней политики по направлению к ближайшим соседям, мы исправляем миллиардными тратами в экономике. См. "ситуационный", т.е. планов нет, слишком заняты и т.п.

Так вот, за два года появились и ширятся санкции. Отсмеявшись над запретом хамона и пармезана, народ не заметил меленьким шрифтом набранную новость о том, что Autodesk запретил своим партнерам работать с российской оборонкой. В камментах на Linux.org.ru хорохорятся любители торрентов, которые знают про заветные места, где любой пользователь Виндоуса (а типичный линукс-эксперт, как правило, в быту и на работе пользуется исключительно виндоусом) может скачать себе очень нужную в хозяйстве CAD-платформу (и много чего еще очень нужного). Казалось бы проблем нет, а вот чиновники почему-то заерзали.

Мы же обращаем внимание, что полным ходом идет милитаризация ПО. Советские министры-дебилы тоже считали, что развивать aйти-индустрию не нужно - лучше своруем. Своровали. Иранские министры-дебилы считали, что развивать айти-индустрию не надо - скачаем в торрентах ворованную венду. Скачали. Дело в том, что если идет милитаризация ПО, то враг (раз мы ведем войну - экономическую или какую-либо еще, то давайте будем называть вещи своими именами) будет заинтересован в нелегальном распространении в торрентах - таким образом будет легче совершать диверсии. Обращаю внимание, что отупевшие от пьянок и "банек" геронтократы СССР воровали ПО прямо в исходниках, которое потом кое как изучалось в многочисленных хоть и малоэффективных советских НИИ, но диверсия (или диверсии) все равно была возможна. А теперь усложните задачу отсутствием исходников и отсутствием "миллиона программистов".

Наш министр вроде бы проснулся. Ладно, планов у них, как обычно, нет - реагируют на внешние раздражители, как простейшие букашки. Ну хоть реагируют, так? Так, да не так.

Ситуационность в политике и экономике свойственна не только великой и могучей стране, Российской Федерации, но и дикарским странам и племенам. Пошел дождь - хорошо. Не пошел - позовем шамана, чтоб тот достал странную палку с тряпкой, которую белые мбваны называют "зонт" (когда белый масса достает зонт, то всегда идет дождь). Это обычно интересным образом сочетается с религией самолётопоклонников, или "культом рабов Джобса":



Белый господин из за Моря подарил стеклянные бусы в обмен на уран, нефть, газ, шкурки соболей и за отпечаток пальца под непонятными закорючками на бумаге


Раз в США айти развилось в Силиконовой долине, то для развития айти надо построить макеты самолетов макет Силиконовой Долины! А в макете Силиконовой Долины построим макеты компаний, которые будут производить макеты программного обеспечения и макеты оборудования. Для успеха пригласим пару белых сахибов, благо не впервой - советская промышленность, в условиях перебитого из патриотических соображений креативного класса, создавалась проклятыми пиндосами. Опять же в тренде сапиосексуальность, и дочки просят собрать побольше глупышей с дипломами, которым деньги не нужны, в одном загоне, чтоб с ними можно было сделать селфи - будет чем хвалиться на вечеринках в Гейропе, среди людей первого сорта. Глупышам-то деньги и правда не нужны - зарплата инженера в госконторе в РФ около тысячи долларов в месяц (например), чуть выше уборщицы, и все равно работают! Удивительно, но несмотря на то, что это обсуждалось уже тыщу раз, некоторые до сих пор не верят в уровень зарплат в окологосударственной STEM-отрасли в РФ, хотя, казалось бы, интернет наше Минсвязи пока еще не запретило - ищите на сайтах по поиску работы.


Типичные инженеры в РФ, на госслужбе - красивые, молодые и успешные


То, что в STEM в России готовы работать задарма, для умного человека создает еще и неплохой вариант, в котором можно и самому денег на свою недвигу в ЕС поднять и заинтересовать полезных людей - главное требовать от государства денег. Именно так делается в космической отрасли РФ - например, раз и два, и далее, по ссылкам.

Национальная специфика РФ накладывается еще и страстью построить забор повыше, посуверенней. В рамках нашей узкой темы, это выражается в полубезумном стремлении создать свой суверенный микропроцессор, свою национальную операционную систему, и свой патриотический язык программирования, хотя в мире делают как раз наоборот. И чтоб все с нуля, на какой-нибудь троичной логике, и на традиционно безаналоговых языках программирования. Надо признать, что и здесь есть интерес умного человека - чем больше задачу поставить, тем больше дадут денег, и тем дальше отодвинется дедлайн. В принципе и так безопасно, т.к. персональной ответственности за провал проекта (например, за так и неразработанную CAD-платформу) в РФ не было и нет (в крайнем случае, если из-за повального воровства происходит катастрофа, то находят какого-нибудь стрелочника), но лучше сдвинуть дедлайн на подальше.

Чтобы понять, как в принципе стоило бы делать Национальную Платформу, неплохо бы обратить внимание на несколько популярных готовых платформ. Навскидку, это известная нам RHEL, это Android, это Mac OS X.

RHEL - пара десятков лет долгой и тщательной притирки компонентов, вертикальное портфолио готовых Enterprise решений, тысячи upstream-разработчиков и тесная работа с коммьюнити. Android - лет 5 разработки Google (лет 15 обычными темпами), почти ванильный Linux + собственный libc + типичная Linux-обвязка из демонов + разработанная с нуля VM, вверх торчит API, на базе которого можно относительно быстро развертывать Embedded-приложения, и опять же коммьюнити. Mac OS X - сплав BSD и тучи открытого ПО и нескольких проприетарных API, и коммьюнити разработчиков. Общее - ни один из проектов и не думал полностью базироваться на своем, национальном. Все по максимуму перерабатывали готовые компоненты, открывали по возможности компоненты. С языками программирования тоже самое - мы используем международный ANSI C, английский Haskell, шведский Erlang, французский Ocaml, японский Ruby, неизвестно чьи PHP и Java (авторам стыдно признаться, что это их рук дело), именно потому, что забора не было.

К сожалению, типичный постсоветский силовик всерьез считает, что как и Виндоз, так и Линукс, это пиндостанские программы, и их надо заменить на Русскую ОС. Предложим вариант его понимания задачи - для этого надо бы освоить бюджет, построить забор повыше (лучше даже запретить интернет в стране), за забором построить шарашку, где за миску питательных макарон с белорусским сливочным маслом в комфортабельных отапливаемых бараках эти глупыши с дипломами создадут Национальную Суверенную Платформу. Понять, что наука и техника развиваются в кооперации, и чем больше открытость, тем лучше и дешевле выходит продукт - силовику не дано.

Вообще, чувствуется, что какой-то болезненный дуализм нарастает. Патриоты одновременно и ненавидят проклятых креаклов, и вынуждены признать, что образованные люди им нужны для каких-то целей. Долгожданные посадки проклятых умников приходится откладывать. Ну да почитайте сами, почувствуйте интонации.

Нас не очень беспокоит отношение к нам любителей понюхать портянки и пошагать строем. Да, презрительное отношение к нам со стороны настоящих патриотов немного разочаровывает - казалось бы, мы же производим добавленную стоимость больше, чем некоторые другие специальности. Но в конце концов ни любовь, ни презрение на хлеб не намазываются. Пока они маршируют строем в нашем интернете, призывают к патриотизму из собственных европейских особняков, и обжираясь неведомыми нам яствами, смеются над запретом яблок и хамона нам, нас это не волнует. Мы люди занятые, и у нас работа есть. Нам больше интересна задача развития национальной айти-индустрии с технической стороны. Сразу скажем, что решить политический вопрос можно лишь политическими методами. Например, вопрос цензуры решается сменой государственного уклада. Вопрос санкций решается дипломатическими переговорами. Техническими методами такие задачи не решить. Зато такими чисто политическими решениями, как создание общегосударственных требований к документообороту (чтоб можно было пользоваться открытым ПО), легализация и введение в оборот p2p-валют (а не их запрет), развитие науки и техники (а не ликвидация РАН), помощь российским интернет-компаниям (а не наложение на них дополнительных, несвойственных им функций по цензуре), принципиальное решение о создании и документировании API для доступа к государственным данным, можно решить многие технические задачи. А это породит и экономию ресурсов, и уменьшение расходов, и удобство жизни (понимаем, что удобство простых людей настоящим патриотам неинтересно, но приведем и такой слабый аргумент).

Это, конечно, далеко не всё, что нужно сделать. Но для начала может начать спрашивать инженеров? Понятно, что с т.з. Вертикали Власти, "с кем там договариваться", но тем не менее. Инженер, это не крепостной (как минимум пока), и хоть он и творческая личность, но презирать его наверное не стоит. Несмотря на вредную излишнюю образованность, мы, если надо для общения с властью, можем и под дураков закосить. Нам не впервой.